Примадонна

"Люди, люди, зачем вы меня тревожите?"

9 апреля в Кремлевском дворце народная артистка исчезнувшего СССР Алла Борисовна Пугачева в третий (и последний) раз, издалека, с высоты декораций сценографа-глобалиста Бориса Краснова, сообщит столичной публике, что улетает "прочь от земли", и ее алые одежды сокроет темнота кулис советского дворца. Такой эпической кодой завершаются "Сны о любви" АБП. С этой программой она еще совершит длительное гастрольное странствие по родной стране, столицам бывших республик-сестер и русскоязычным диаспорам дальнего зарубежья, после чего вроде бы бесповоротно оставит эстрадные подмостки.
Свой юбилейно-прощальный тур Примадонна постановила открыть в Москве, где не устраивала сольников 11 лет. Примечательно, что и несколько аншлаговых столичных концертов Аллы Борисовны 1998 года в теперь уже снесенном ГЦКЗ "Россия" некоторые принимали за сценический эпилог крупнейшей отечественной звезды. Мол, допоет Алла до "полтинника" и красиво откланяется, оставшись непревзойденной. Так иногда поступают чемпионы мира по боксу и мудрые, уважающие себя и свою профессию драматические актеры. Пугачева еще к тому же и пела тогда по-синатровски апофеозно-проникновенно "Когда я уйду далеко-далеко...". Но с уходом Алла повременила - и вот в преддверии своего 60-летия она в темном платье сидит на огромном красновском "айсберге" посреди кремлевского подиума и надломленно-театрально читает полюбившийся стих Ахмадулиной "Она цеплялась за любовь уже стареющей рукою...". Подле сцены белеет седой шевелюрой и костюмом ее преданный стихописец Илья Резник, "желтеет" гигантской охапкой роз Коля Басков, умиляется баронесса-продюсер фон Гечмен-Вальдек, внимательно слушает забывший обиды Иосиф Кобзон, а дальше... Дальше - от партера до балконного горизонта - бинокли, бинокли... Простой немолодой народ (давно уже базовая категория слушателей Аллы Борисовны) рассматривает, кто еще зван в первые ряды пугачевских гостей. Изучают, конечно, и саму героиню действа: как причесана, насколько похудела, в каком настроении? Что - а главное, КАК - Пугачева споет, интересует (уверяю вас) сравнительно малую часть публики - в основном ортодоксальных фанаток певицы и некоторых музыкальных критиков. Остальным достаточно, что ОНА просто есть, такая вот разэтакая, и никуда, собственно, не исчезнет после прощального тура (открывшегося в ГКД долгим "Болеро" Равеля), ибо, как писали о ней, да и продолжат писать: не о песнях же речь - о личной жизни.
С фанатами, впрочем, история тоже забавная. На гостевой странице одного из самых популярных интернет-порталов поклонников Пугачевой я наткнулся на такое высказывание после первого кремлевского сейшена АБП: "Супер. Хорошо хоть семь песен спела живьем. Думал, будет одна-две, а тут такой подарок". Трудно представить аналогичный восторг, положим, на сайте адептов 69-летней Тины Тернер, сейчас, к слову, тоже гастролирующей после долгого перерыва.
Но Примадонна по этому поводу совершенно не комплексует. Она работает со своим неизменным ВИА "Рецитал", привычным бэк-вокальным секстетом и абсолютно не желает никого удивлять (в профессиональном плане), о чем и сказала, отвечая на мой вопрос, на своей резонансной мартовской пресс-конференции-телемосте. В общем-то (особенно по понятиям нашей страны), имеет право. И на фонограмму, и на бледность позднего репертуара, и на отсутствие энтузиазма к каким-либо творческим экспериментам. Ведь все победоносное, запоминающееся и неожиданное в ее карьере уже было, не правда ли? И альбом "Зеркало души", и сотрудничество с маэстро Чернавским, и лихой дуэт с Гариком Сукачевым, и еще длинный перечень свершений и мегахитов-долгожителей. Сейчас Пугачева не в поп-авангарде, она как бы над всем. Главная медийная персона страны и навсегда зафиксированный образ рефлексирующей, сильной женщины, состоящей из сплошных слабостей. На такую Аллу три вечера подряд идут смотреть люди в Кремль. А она встречает их, встречает с радостью, но как только сокращает дистанцию с аудиторией до предела, как только встает на колени возле поставленной на сцене будуарной софы, чтобы "исповедаться", так их ручкой-то и отпихивает: "Люди, люди, ну зачем же вы меня тревожите?.. зачем без спроса в душу лезть ко мне?..". Так поет Алла в наиболее театрализованном блоке "Снов о любви". Именно тут находится место и ее ставшей привычной самоиронии. Номер начинается с фрагмента некоего досужего, обывательского разговора: "Женщина любви хочет... Да какая любовь! О душе пора подумать".
Алла Борисовна о душе, или просто о себе, думает всю программу. От первой темы, когда, возникая словно из лунного кратера на фоне вселенной (меняющаяся видеопроекция во весь задник и горизонтальный периметр сцены - ключевой элемент оформления шоу), признается: "Ничего я не жду в мире целом" - и до прям-таки мюзиклового финала, когда, сменив одеяния темных тонов и сняв очередную шляпку, облачается в ало-розовую тунику и уходит по лестнице вверх, в звездную даль, аки Мастер с Пилатом по Млечному Пути. На последней ступеньке она поворачивается лицом к залу и благодарно открывает любимой публике свои объятия под песню "Я улетаю". Дико "извиняюсь", конечно, но первое, что вспомнилось в эту секунду, - полотно Карла Блоха "Нагорная проповедь".
В день рождения Аллы Борисовны, 15 апреля, когда юбилярша с друзьями будет масштабным песенным капустником отмечать свое 60-летие во дворце спорта "Лужники", кремлевский спектакль Примадонны продемонстрирует телеканал "Россия". В телеверсии, полагаю, все будет смотреться почти эпически.
Для полноты представления о действе для тех, кто до Кремлевского дворца не добрался, сообщу, что АБП дважды спускалась в народ, то есть в партер, под темы "Ты там, а я там" и "Позови меня с собой" собирала принесенную поклонниками флору. Как в первый раз (хотя такой ход Аллой Борисовной давно обкатан) выходила на авансцену и благодарила поднявшуюся из кресел публику: "Спасибо вам за это счастье! Вот вы встали. Стойте, пожалуйста, стойте. Я стою перед вами, вы - передо мной. Пусть в этот вечер будет самое величайшее противостояние между людьми!" - и весьма убедительно исполняла монолог подвыпившей домохозяйки в песне "Ты и я, мы оба правы...". Тут почему-то подумалось, что сейчас на сцену к Алле Борисовне мог бы подняться Иосиф Давыдович...

Михаил Марголис


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru