Сергей Соседов: Несколько часов в компании под коньяк
- ... Ты всегда славился особым и теплым отношением к Алле Борисовне. Она, конечно, достойная певица, я сам ее слушал, пластинки собирал, а чем вызван твой к ней интерес?
- Это величайшая певица! Я считаю, что ей нет равных. То, что она делает, это драматическая эстрада. Песня с драматургией, когда певица использует не только вокальные данные, но и актерские. До этого я подобного не видел и не слышал. При этом она - не поющая актриса, скорее, а играющая певица. Поющих актрис много, а играющих певиц я больше и не знаю. Может быть, Лайза Минелли, но она певица кабаретного плана, пожалуй, Барбра Стрейзанд. Но они обе узкого плана певицы. А так, чтоб певице одинаково хорошо удавались и романсы, и диско-шлягеры и драматические баллады… Лирико-драматические, трагические, трагикомические, хардроковые вещи - я таких певиц не знаю.
- Я в первый раз попал на концерт Пугачевой на Кубе. И тогда она меня поразила. А потом у нее начали появляться песни все слабее и слабее.
- Смотря что считать слабостью. Она, кстати, случайно никогда ничего пела. Она прекрасно понимает, что эстрада отражает дыхание времени, и ей не стоит выходить с репертуаром уровня "Маэстро", "Летние дожди" или "Мне нравится, что вы больны не мной". Петь такое в период, когда все совершенно по-другому воспринимается, когда все вокруг проституировано, было бы неправильно. И она пела и поет совершенно иные вещи - она понимает, что нужно отражать время. Было бы странно, если бы она пела как в 80-е годы.
- Я имею в виду качество песен, текстов, в конце концов…
- Тексты у нее очень хорошее. Она, как никто, следит за их качеством. Другое дело, что о каких-то вещах мы просто не знаем, кому они посвящены. Ну, например, какие тексты? Она вообще любит конкретику
- Был период, когда я ее очень не любил, когда у нее был сильный крен в сторону попсы.
- Она любила дразнить публику. "Будь со мной мальчиком, пушистым зайчиком"…
- Это еще не самая худшая…
- Но она же дразнит там публику! Интонацией говорит "ну давайте, б…ь, говорите – Пугачиха херню поет". Но она ведь спела так много глубокого и сильного, что ей можно все простить! Она как будто говорит - сначала спойте то, что я пела тогда, а потом говорите. Я уже напела столько, что могу позволить себе спеть про мальчиков-пушистых зайчиков.
- А зачем это все?
- А чтоб подразнить! Она всегда любила дразнить публику, прессу, критиков. Все время этим занималась. Рядом с драматическими балладами "Не отрекаются любя", сонетом Шекспира, она тут же пела жанровые, игровые вещи типа "Волшебник-недоучка" или "Песенка первоклассника". Это могло идти встык, буквально - одно за другим. То есть она умирала в "Сонете Шекспира" и воскресала в "Песенке первоклассника", в которой могла идти с феном - у нее это было в программе. Она это делала специально, для контраста, чтобы публика не успела опомниться - шокировать в некотором роде.
- А тебя не кумарят тети, которые поют песни Пугачевой в "Х-факторе". Даже меня, у телевизора, начинает коробить!
- Бывает - хорошо поют, бывает так себе. Чаще так себе. Но поют много.
- Ну как же - выходит взрослая женщина с завивкой, и я уже понимаю - будет петь Пугачеву.
- Да, она оказала колоссальное влияние. Сейчас ее поют и пожилые и молодые, и люди среднего возраста. Это потрясающе. Пугачева всегда любила неоднозначность, ей нужны были контрасты всегда и во всем. Она могла себе это позволить. Она умела петь и романсы из "Иронии судьбы", причем, никто повторить не смог, хотя многие потом их пели. Но никто не смог повторить ни интонацию, ни глубину, ни проникновенность, ни скрытую тоску и печаль - затаенную, философскую. Это все необыкновенно. Но ей были малы рамки романса. Ей нужны были стадионы, огромные залы, ей нужен был успех. Она должна была затмить всех, и она это сделала.
- А что с ней сейчас?
- А сейчас она больше отдыхает. Уже 64 ведь года - сколько можно? Тем не менее, она вышла после некоторого перерыва в Рождественских Встречах в прошлом году. Сделала хорошие встречи – современные, с очень глубокими песнями, которые пело множество артистов. Впрочем, Встречи всегда отличались глубиной подбора репертуара. Там, конечно, были и веселые песни, но всегда в то же время - песни о жизни, о земле, о Боге. Сама Пугачева представила несколько очень сильных песен. Но главный подарок для публики - это исполнение строй композиции, обожаемой мной, из фильма "Женщина, которая поет" - "Ты не стал судьбой". Гениальная совершенно композиция, которую она спела в живом звуке. Спела по-другому, и спела лучше и глубже, чем в 78 году!
- Как ты считаешь, что потеряет эстрада с уходом Пугачевой со сцены?
- Да а эстрада уже потеряла многое! Она потеряла художественную планку. Это качество стихов, качество мелодий. Сейчас на первый план вышла аранжировка. Сейчас делают хорошие аранжировки для не очень хороших мелодий с очень плохим текстом. Эстрада потеряла исповедальность, искренность, откровенность. Она потеряла естественность и контакт с публикой, такой вот, на уровне чувств. Сейчас, если контакт с публикой есть, то это - "где ваши ручки, где ваши ножки, танцуй со мной!". Все на уровне ног. От чувств, от головы все ушло в ноги. К сожалению.
- И камбэка, видимо, уже не будет?
- Великих артистов рождает время. Не консерватория, академия, режиссеры. Они приходят и уходят...
Сергей Кривуля "Обозреватель" (Украина) 25 апреля 2013